Обращение для разъяснений по Федеральному закону от 13.07.2015 N 261-ФЗ

Федеральный закон от 13.07.2015 N 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Официальный запрос для разъяснений (смотреть)

Федеральный закон от 13.07.2015 N 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

В данном ФЗ расширена правовая новелла, касающаяся религиозной группы.
В ст.1 данного ФЗ введено требование уведомления о начале деятельности религиозной группы вне зависимости от того намерена ли эта группа в дальнейшем (через определенное законом время) регистрироваться в качестве религиозной организации или нет.
Кроме того, к религиозной группе предъявлено требование поименного учета «граждан, входящих в религиозную группу». При этом критерии определении того, входит гражданин в религиозную группу или не входит, законодательством не определены. Гражданин должен в какой-то форме сам признать свое вхождение в группу или это определяется на основании каких – то объективных признаков? Скажем, человек пришел на собрание группы один раз или два раза или сколько раз? А если он не желает предоставлять свои персональные данные? Без паспорта не впускать? А какое имеет право один гражданин требовать у другого его документы? А если приходящие на встречи группы граждане не намерены избирать руководителя (представителя)? Где норма, обязывающая их это делать?
Еще более странно это требование учета персональных данных выглядит в контексте того, что религиозные организации не являются корпоративными согласно ГК РФ ч.1, § 7. Некоммерческие унитарные организации (ГК РФ ч.1, Статья 123.26). А учет персональных данных членов предусмотрен только для ГК РФ ч.1§ 6. Некоммерческие корпоративные организации. Религиозные организации являются организациями унитарными, в которых членство не предусмотрено, а участники не обязаны предоставлять свои персональные данные. Почему для одного религиозного объединений применяются нормы унитарной организации, а для другого корпоративной?
Опять же сам правовой статус «группа» ни в одном действующем законе не описан. Получается, что он применяется только для верующих, ставя их тем самым на особый учет в обществе. Нам представляется, что это открытая дискриминация людей с религиозным мировоззрением.
И уже совеем интересно как руководитель религиозной организации будет выявлять среди своих прихожан (учет которых , согласно закону, не ведется) религиозные группы, о возникновении которых он должен уведомлять власть. Или теперь любая община будет религиозной группой?
Интересна и фигура руководителя (представителя) религиозной группы. Нормативно не описан ни процесс его избрания ( а может быть самовыдвижения?), ни его полномочия. Но он, видимо, будет нести прямую ответственность за предоставляемые в государственные органы персональные данные, требовать которые от « граждан, входящих в религиозную группу» он не имеет никакого права, и иную информацию о группе.
Ну и конечно, хотелось бы знать минимальная группа это – двое или трое или сколько?
Хотелось бы также напомнить разработчикам, что в случае желания наложить взыскания на « гражданина, входящего в религиозную группу», они будут прямо ограничивать права человека, которые по природе своей универсальны и не зависят от его системы общения.
Еще хотелось бы понять, почему законодателей интересуют данные только граждан (вероятно РФ). А не граждане могут встречаться? не становясь на учет?
Если все эти неясности будут оставлены на усмотрение правоприменителей, страшно подумать, что начнется в стране. Уже сегодня не редки «оригинальные трактовки» отделений Минюста в различных регионах по законодательству об НКО, но введение этой новеллы придаст этим разногласиям несомненно больший размах.