Домой Отзывы  Отличительные черты постиндустриального. Признаки постиндустриального общества, общая характеристика и основные типы

Отличительные черты постиндустриального. Признаки постиндустриального общества, общая характеристика и основные типы

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.) .

Индустриальное общество - это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1)развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2)механизация и автоматизация производства и управления;

3)массовое производство товаров на широкий рынок;

4)высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5)рост урбанизации и социальной мобильности;

6)увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7)формирование гражданского общества.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного ) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран.Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств . Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Отличительные черты постиндустриального общества:

    переход от производства товаров к экономике услуг;

    возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;

    главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;

    контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;

    принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

11. Понятие социальной структуры и различные теоретические подходы к проблеме социального структурирования.

Общество, его признаки Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов; базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. Таким образом, общество - совокупность исторически сложившихся и развивающихся форм совместной деятельности и отношений людей. Социологи по-разному формулируют и определяют признаки общества. Однако наиболее известной в этом плане является концепция, предложенная французским социологом-классиком Эмилем Дюркгеймом. С его точки зрения, общество характеризуется следующими признаками. 1. Общность территории, как правило, совпадающей с государственными границами, поскольку территория - основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между индивидами. 2. Целостность и устойчивость, т. е. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей. 3. Автономность и высокий уровень саморегуляции, что выражается в способности создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей индивидов, т. е. общество без вмешательства извне может осуществлять свое основное предназначение - предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. 4. Интегративность. Каждое новое поколение людей в процессе социализации включается в сложившуюся систему социальных отношений, подчиняется сложившимся нормам и правилам. Это обеспечивается посредством культуры, которая является одной из основных подсистем, составляющих общество. К основным элементам социальной структуры общества принято относить: социальные индивиды (личность); социальные общности; социальные институты; социальные связи; социальные отношения; социальную культуру. Некоторые социологи считают, что структуру социальной системы общества можно представить в следующем виде: Социальные группы, слои, классы, нации, социальные организации, индивиды. Социальные учреждения, общественные институты, организации. Отношения классов, наций, социальных общностей, личностей. Идеология, мораль, традиции, нормы, мотивации и т. п. Кроме того, существует подход к рассмотрению структуры общества с выделением в нем сфер. Обычно выделяют следующие: экономическая сфера; политическая сфера; социальная сфера - общество и его элементы; духовная сфера - культура, наука, образование, религия. Основные элементы социальной структуры общества 1. Личность - это субъект социальных отношений, устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. 2. Социальная общность - это объединение людей, в котором создана и сохраняется определенная социальная связь. Основные виды социальных общностей: социальные группы: профессиональные; трудовые коллективы; социально­демографические; половозрастные; классы и страты; социально-территориальные общности; этнические общности. Кроме того, социальные общности можно подразделить по количественному признаку, по масштабу. Большие социальные общности - совокупности людей, существующие в масштабах общества (страны): классы; социальные слои (страты); профессиональные группы; этнические общности; половозрастные группы. Средние или локальные общности: жители одного города или деревни; производственные коллективы одного предприятия. Малые общности, группы: семья; трудовой коллектив; школьный класс, студенческая группа. 3. Социальный институт - определенная организация общественной деятельности и общественных отношений, совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения. В зависимости от сфер общественных отношений выделяют следующие типы социальных институтов: экономические: производство, частная собственность, разделение труда, заработная плата и др.; политико-правовые: государство, суд, армия, партия и др.; институты родства, брака и семьи; воспитательные институты: семья, школа, высшие образовательные учреждения, средства массовой информации, церковь и др.; культурные институты: язык, искусство, культура труда, церковь и др. 4. Социальная связь - это социальный процесс сочленения как минимум двух социальных элементов, в результате чего образуется единая социальная система. 5. Социальные отношения - взаимозависимость и связи между элементами социальной системы, складывающиеся на различных уровнях жизнедеятельности общества. В отношениях проявляются социальные законы и закономерности функционирования и развития общества. Основными видами социальных отношений являются: Отношения власти - отношения, связанные с использованием власти. Социальная зависимость - отношения, в основе которых лежат возможности влияния на удовлетворение потребностей посредством ценностей. Они складываются между субъектами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении. 6. Культура - совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также процесс их созидания и воспроизводства. Культура включает в себя материальную и духовную составляющие: ценности и нормы; верования и обряды; знания и умения; обычаи и установления; язык и искусство; технику и технологию и т. д. Культура является основой социального, общественного поведения индивидов и социальных групп, так как является системой коллективно и индивидуально разделяемых норм, правил, образцов деятельности. Таким образом, общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из различных, но взаимосвязанных друг с другом элементов.

С.С-относительно тустойчивая,упорядоченная и иерархическая взаимосвязь элементов соц системы,отражающая её сущностные характеристики.Часть -системы не делимая в рамках данной системы.(сам человек выбирает).Элемент-это сущность данной системы.(их чего основывается «начало»).1).а)сферы соц жизни-экономическая политическая духовная.б).соц субъекты-историч общности и устойчивые объединения людей(соц институты)-это основные принципы.Социальный статус как элемент структурирования-процесс и результат деления людей на неравнозначные группы,образующ иерархическую послед на основе одного или множества признаков.Сущ 23 признака:собственность,власть и соц статус(гл идея открытость слоя).С(РАЗМЕР ИМУЩ ДОХОДА)в(полит принадлежность).1815-Т КЛАССОВ И Т СОЗД ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.Т стратификации было созданно в противовес т классовой структуры общ-ва(марксизме лененизме) в идеолог револлюционной борьбы.т.е соц стратифик продв Сорокин(америк социолог Р происхождение)он не разделял идеология этой власти)-марксизма.3 базовых вида соц стратификации современного общ-ва-экономич полит социально-профессиональную выд сл критерии:1)доход 2)власть 3)статус.Социальная страта(слой)-обладает определ качественной однороностью,cовокупность людей в иерархии близкое положение и сходный образ жизни.Принадлежность к страте имеет 2 сост-объективная,субъективная(с опред слоем идентиф себя)-для анного слоя.

Постиндустриальное общество - что это такое? Мы очень часто сталкиваемся с этим понятием в повседневной жизни. Однако определения его зачастую неконкретны и расплывчаты. Попробуем разобраться, чем характерно Что это такое и каковы его проявления в различных сферах человеческой
жизнедеятельности.

Типология обществ

Собственно, современные исследователи выделяют три этапа социального развития в истории людей.

  • Аграрное общество . Оно представлено в основном крестьянами, из которых почти полностью состоит. Его характеризуют труд на земле, выращивание садовых и
    огородных культур, натуральные (а не товарно-денежные) отношения, низкое развитие технологий и производственных возможностей.
  • Индустриальный этап . Возникает в результате и замены неэффективного ручного труда на машинный. Этот факт сильно заметно способствует развитию социально-экономических отношений.
  • Информационное общество .

Характеристика постиндустриального общества (или информационного)

Переход к этому этапу характеризуется постоянным нарастанием удельного веса населения, которое занято в образования и науки. Параллельно происходит снижение количества населения, занятого в материальном производстве. Достигается это за счет крайне высокого развития производственных сил и технологических достижений, что позволяет небольшому количеству людей обеспечить питанием и материальными ресурсами подавляющее большинство населения. К примеру, во многих современных передовых государствах основные сферы рабочей деятельности выглядят примерно следующим образом: на сферу услуг приходится нередко более 60% трудоспособного населения; в сельском хозяйстве заняты лишь 5%; а в промышленности - менее 35%. Современное постиндустриальное общество по-разному проявляет себя в разных сферах. Выделим основные его проявления.

В экономике

  1. Высокий уровень использования информации в различных экономических целях.
  2. Доминирование сферы услуг.
  3. Индивидуализированное потребление и производство.
  4. Автоматизация и роботизация множества сфер производства и управления.
  5. В сравнении с индустриальным этапом существенно более активное развитие энергосберегающих и экологически чистых технологий.

Постиндустриальное общество - что это такое в

  1. В таком обществе обычно развито гражданское сознание. Доминирует право и закон.
  2. Ему характерен политический выражается большим количеством политических движений и партий, постоянно ищущих пути к консенсусу.
  3. Наличие сильного в котором господствует закон и право.

Социальная сфера

  1. Происходит рост численности людей среднего класса.
  2. Постоянно нарастает дифференциация и профессионализация различных областей знаний.
  3. Растет степень социальной мобильности

И, наконец, в духовной сфере постиндустриальное общество - что это такое?

  1. Здесь характерна высокая роль науки и образования.
  2. Для успешной самореализации требуется непрерывное самообразование
  3. Развивается индивидуализированный тип сознания.

В последние десятилетия социологи говорят о возникновении нового типа общества — постиндустриального.

Основой постиндустриального общества является информация, что в свою очередь породило . Сторонники теории информационного общества считают, что это общество характеризуется процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ даже в XX в. Вместо централизации налицо регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации — демократизация, вместо концентрации — разукрупнение, вместо стандартизации — индивидуализация. Все эти процессы обусловлены информационными технологиями.

Люди, предлагающие услуги, либо предоставляют информацию, либо ее используют. Например, преподаватели передают знания студентам, ремонтники используют свои знания для обслуживания техники, а юристы, врачи, банкиры, летчики, дизайнеры продают клиентам свои специализированные знания законов, анатомии, финансов, аэродинамики и цветовых гамм. В отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе они ничего не производят. Вместо этого они передают свои знания другим или используют их для оказания услуг, за которые готовы заплатить другие.

Как уже говорилось, в обществах прошлого первые технические новшества принесли с собой поразительные перемены. Что произойдет с нашей культурой? Возможно, будущие социологи-аналитики будут говорить о нынешних изменениях как о четвертой революции. Часто называемая информационной революцией, она базируется на технологиях обработки информации. В частности, компьютерный чип — это изобретение, которое трансформирует общество, а вместе с ним и наши социальные отношения. Список перемен, обусловленных этим техническим достижением, практически бесконечен.

Исследователи уже применяют термин «виртуальное общество» для описания общества современного типа, сложившегося и развивающегося под воздействием информационных технологий, прежде всего интернет-технологий. Виртуализация (т.е. замещение реальности ее симуляцией/образом) общества является тотальной, так как все элементы, составляющие общество, виртуа- лизируются, существенно меняя свой облик, свой статус и роль. Виртуальная реальность обладает определенными свойствами, среди которых:

  • порожденность — виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней;
  • актуальность — виртуальная реальность существует только «здесь» и «сейчас»;
  • автономность — виртуальная реальность имеет свое время, пространство, свои законы существования;
  • интерактивность — виртуальная реальность может активно взаимодействовать с другими реальностями и оказывать на них влияние.

Если учесть изложенное, постиндустриальное общество, т.е. «постэкономическое», можно определить как такое, в котором экономическая подсистема утрачивает свое главенствующее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Человек в постиндустриальном обществе утрачивает свою экономическую сущность и уже не рассматривается как «человек экономический», поскольку он ориентирован на новые, «постматериалистические» ценности. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы, и в качестве приоритетных выступают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида в различных социальных сферах. На основе этого формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Иногда постиндустриальное общество называют «постклассовое». В таком обществе теряют свою устойчивость социальные структуры и идентичности, устойчивые по своему характеру в индустриальном обществе. Статусные характеристики индивида в постклассовом обществе уже не определяются всецело его классовой принадлежностью, а зависят от множества факторов, среди которых возрастающую роль играют образование, уровень культуры (то, что П. Бурдье назвал «культурным капиталом»). Конечно, еще рано говорить о «смерти» классового общества и окончательной смене статусных приоритетов, однако, несомненно, происходят существенные изменения в структуре общества, связанные в первую очередь с изменением роли знания и его носителей в обществе — интеллектуалов.

Концепция постэкономического общества разработана отечественным исследователем В.Л. Иноземцевым. Здесь под постэкономическим обществом понимается качественно новый тип социума, представляющий собой следующую за постиндустриальной стадию развития социальной жизни. Основные черты постэкономического общества составляют «выход индивидуальных интересов человека из сугубо материальной плоскости и колоссальное усложнение социальной действительности, умножение многообразия моделей общественной жизни и даже вариантов ее развития во времени». В постэкономическом обществе в отличие от экономического, ориентированного на материальное обогащение, главной целью для большинства его членов становится развитие их собственной личности.

Теория постэконом ичсс ко го общества предполагает новую периодизацию истории человечества, в которой выделяются три масштабные эпохи — доэкономическая, экономическая и постэкономическая. В основе данной периодизации лежат такие критерии, как тип человеческой деятельности и характер соотношения интересов личностей и общества. На ранних этапах истории деятельность людей мотивировалась в основном инстинктивными побуждениями, как у всех биологических существ. По мере развития человеческой психики мотивы деятельности приобретали все более осознанный характер. Сознательный характер деятельности неразрывно связан с ее целенаправленностью, а целью стал материальный продукт труда. Наконец, новый виток развития привел к формированию предпосылок деятельности постэкономического типа, ориентированной на совершенствование себя как личности, своих неповторимых индивидуальных качеств и способностей. Таким образом, налицо типология исторических форм деятельности: предтрудовая инстинктивная активность — труд — творчество.

Другой критерий — характер соотношения интересов личностей и общества. В ранние периоды истории коллективный интерес группы или сообщества в целом жестко доминирует над индивидуальными интересами. На стадии экономического общества, в основе которого лежит труд, личный материальный интерес доминирует над интересами сообщества; все люди являются актуальными или потенциальными конкурентами, поскольку их частные экономические интересы взаимно исключают друг друга. Наконец, постэкономическое общество характеризуется отсутствием борьбы личных интересов, так как стремление к материальному успеху уже не составляет главного интереса большинства. Мир становится поливариантным и многомерным, личные интересы людей переплетаются и вступают в неповторимые сочетания, больше не противоборствуя, а дополняя друг друга.

Рис. 6.1. Идейно-политические предпочтения представителей различных поколений россиян (ответ на вопрос: «Сторонником какой идеи вы себя считаете?»), %: 1 — сторонник радикальных рыночных реформ и быстрейшего сближения со странами Запада; 2- сторон ник самостоятельного русского пути развития страны; 3- сторонник социализма; 4 -сторонник сочетания различных идей, перечисленных выше, но стремящихся избегать крайностей; 5- никем себя не считаю, так как политикой не интересуюсь; 6- затрудняюсь ответить

Постэкономический тип общества определяется следующим образом: «Под постэкономическим обществом мы понимаем такой тип социального устройства, где хозяйственная деятельность человека становится все более интенсивной и комплексной, однако не определяется более его материальными интересами, не задается традиционно понимаемой экономической целесообразностью». Экономическую основу такого общества образуют деструкция частной собственности и возврат к собственности личной, состоянию неотчужденности работника от орудий производства. Постэкономическому обществу присущ новый тип социального противостояния — противостояние информационно-интеллектуальной элиты и всех не вошедших в нее людей, занятых в сфере массового производства и вытесненных в силу этого на пе
риферию общества. Однако у членов такого общества есть возможность самим сделать себя элитой, поскольку принадлежность к элите определяется способностями и знаниями.

В связи с этим отечественные социологи задались вопросом: какому пути развития отдают предпочтение разные поколения современных россиян? Данные прикладных социологических исследований позволяют сделать вывод о том, что наблюдается тенденция деидеологизации как старшего поколения, так и молодежи (см. рис. 6.1).

Результаты социологического исследования свидетельствуют о наличии среди наших сограждан приверженцев разных моделей развития общества, представленных в самых разных социальных группах (см. рис. 6.2).

Рис. 6.2. Распределение россиян по типам мировоззрения в 2004-2007 гг., %: 1 — традиционалисты; 2 — промежуточные; 3 — модернисты

Планлекции

1. Основные концепции. Доиндустриальное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество.

2. Глобальные проблемы и экономический рост

3. Экономика постиндустриального мира: тенденции и проблемы

Основные концепции.

Доиндустриальное общество. Ивдустрвальное общество. Постввдустрвальное общество

Постиндустриализм представляет собой совокупность разнообразных современных концепций западной общественно-политической и экономической мысли. Эти теории строятся на основе признания технологического детерминизма. Помимо этого, большую роль здесь играет идеология сциентизма - философской установки, абсолютизирующей значение научного опытного знания, точных наук.

Данные теории придерживаются единой периодизации социально- экономического развития. Доказывается точка зрения, согласно которой промышленно развитые страны, благодаря усложнению технической, конца XVIII века и научно-технической деятельности, переходят постепенно от доиндустриального типа общества к индустриальному типу, постепенно приближаясь к постиндустриальному. Исходя из достигнутого уровня знаний, наличия устойчивой научной деятельности, качества и количества технических средств постиндустриальные теории делят историю общества на три стадии. Одним из первых термин «постиндустриальноеобщество» использовал американский социолог и философ Д. Белл.

Теория постиндустриального общества является одной из самых популярных в современной западной социально-философской мысли. Из названия ясно, что это некий новый тип общества, которое придет на смену индустриальному обществу, в конце XVIII века сменило аграрное общество. Эта теория во многом опирается на социологические исследования, статистические данные, социальную теорию, на изучение степени и качества развития естественных наук и технологии. Как междисциплинарное исследование, концепция охватывает практически все области человеческой деятельности, начиная от социально- экономических отношений и заканчивая трансформациями в сфере культуры. Концепция является полностью ориентированной на западное развитие. Страны, находящиеся на этапе аграрного развития, не могут стать постиндустриальными, не выработав у себя индустриальной базы. B «клуб» постиндустриальных стран входят государства Северной Америки, Австралия, Новая Зеландия, Западная Европа и Япония, некоторые страны тихоокеанского региона. Ряд авторов, посвятивших свои работы данной проблеме, работали в качестве советников по экономическим, экологическим и социальным вопросам в администрациях этих стран.

Перечислим основные концепции: «постиндустриального общества» (Д. Белл); «нового индустриального общества» (Дж. К. Гэлбрейт); «зрелого индустриального общества» (Р. Арон); «сверхиндустриаль- ного, или общества «третьей волны» (Э. Тоффлер); «технотронного общества» (3. Бжезинский); «посткапиталистического общества» (Р. Дарендорф); «продвинутого индустриального общества» (Г. Маркузе). Несмотря на терминологические разногласия, все авторы согласны в отношении основных характеристик общества.

Появление этих теорий приходится на конец 60-x, 70-е и 80-е годы. Параллельно была выдвинута теория информационного общества И. Масуды как более конкретно описывающая суть нового качества общества. Иногда теоретиков обвиняют в излишнем технократизме и технооптимизме, именуя их теории техноутопиями. Такие фильмы, как «Бегущий по лезвию», «Терминатор», «Вспомнить всц», «Матрица» как раз в жанре научной фантастики разрабатывают негативные аспекты существования человека в новом постиндустриальном мире (технотопия, дистопия). Постиндустриальные концепции основаны на принципе технологическогодетерминизма, полагая движущей силой социального развития высокий уровень научных знаний, техники и технологий.

Одной из наиболее популярных версий теории постиндустриального общества является «волновая теория» Э. Тоффлера - автора социально­философской трилогии, посвященной исследованию постиндустриального общества: «Шок будущего» (1970), «Третья Волна» (1980) и «Метаморфозы власти» (1990).

B книге «Шок будущего» Тоффлер описывает историю человечества за последние 50 тыс. лет. Он условно делит этот период на 800 поколений, на каждое из которых приходится по 62 года. Он утверждает, что первые 650 поколений провели свою жизнь в пещерах и только за существование 70 последних поколений люди научились, благодаря появлению письменности, передавать своим преемникам информацию, что стало началом развития цивилизации. Всего 6 последних поколений пользуются печатными книгами, 2 - электромоторами. 90 процентов всех ученых, которые когда-либо жили на Земле, являются нашими современниками.

Перемены нарастают с невиданной скоростью, и сегодня, в 800-м поколении, впервые познавшем научный и технический прогресс, человечество выходит на порог эпохи супериндустриализма. Любая стадия

Это своего рода специфическая цивилизация. Всякая цивилизация существует в биосфере и оказывает на нее свое влияние, положительно или отрицательно реагируя на сочетание природных и человеческих ресурсов. Каждая цивилизация имеет характерную для нее теплосферу

Энергетическую базу, связанную с системой производства. Каждая цивилизация имеет социосферу, состоящую из взаимосвязанных социальных институтов. Конфигурация инфосферы - совокупность каналов коммуникаций, по которым движется необходимая информация, «техносферу» (частью которой является инфосфера), сферауправления и власти имеет набор характерных связей и отношений с внешним миром. Для обозначения одного исторического периода (цивилизации) Тоффлер использует термин-метафору «волна». Перваяволна - это переход человечества от общества охотников и собирателей к аграрной цивилизации. Втораяволна - переход от аграрного к индустриальному обществу. Сейчас идут третья волна, радикально изменяющая направления развития индустриального общества, часто полностью отрицая существовавшее прежде. Появляется новая историческая общность людей, чей труд и быт абсолютно зависят от информационных технологий и экспоненциального развития науки и техники.

Согласно Маклюэну, канадскому социологу и философу, современная информационная технология позволит превратить мир в глобальную электроннуюдеревню, главным элементом которой будет электронный коттедж - индивидуальный дом, наполненный разнообразной вычислительной техникой и средствами связи.

По Д. Беллу можно выделить такие основные характеристики постиндустриального общества: 1) централизованное хранение и использование теоретического знания, становящегося основой для производства; 2) создание новой интеллектуальной технологии для решения экономических, инженерных, социальных проблем; 3) формирование класса производителей знания, информации (в США эта группа вместе с менеджерами составляет более 25 процентов рабочей силы); 4) переход от производства товаров к производству услуг, 5) смена властных отношений (в доиндустриальном обществе - аристократия и монархия, в индустриальном - демократия, в постиндустриальном - меритократия (от лат. mentos - «имеющий заслуги перед обществом»), 6) развитая экономика информации; 7) завершение перехода от индивидуальной конкурентной стратегии к кооперативной/корпоративной стратегии сотрудничества.

B этих и многих других теориях постиндустриального общества проявляется технократический оптимизм по отношению к будущему и происходят поиски оптимальных вариантов создания новой высокотехничной цивилизации. Одним из значительных разработчиков теории постиндустриального общества был Гэлбрейт. Он считал, что все экономические теории неточны уже только потому, что оторваны OT политики, социальных институтов, культуры. Он попытался объединить экономическую теорию и социологию и создать более объемную теорию, назвав ее «общей теорией экономической системы», или «теорией высокого уровня экономического развития». Гэлбрейт рассматривал не только экономические процессы, он анализировал общество в целом. B 1967 г. им была опубликована эпохальная книга «Новое индустриальное общество».

Главнымипринципами теории Гэлбрейта являются следующие:

1. Современная экономика функционирует, находясь под определяющем влиянием таких социальных институтов, как государство, крупные корпорации, профсоюзы. 2. Основным хозяйственным субъектом является крупная фирма, при помощи созданной ею организации господствующая над потребителем, диктующая законы рынку, а не подчиненная ему, как утверждает классическая экономическая теория. 3. Крупные корпорации должны играть решающую роль в улучшении состояния общества: в реформах образования, здравоохранения, системы социального обеспечения, реконструкции городов, охраны окружающей среды.

Согласно большинству авторов постиндустриализма, первой ступенью на пути развития человечества было аграрное доиндустриальное общество, существовашее более пяти тысяч лет, вплоть до середины XVIII века. B этом обществе доминировало использование природных источников сырья, естественных источников энергии (энергия воды, сила собственных мышц и сила животных). Для аграрного общества была характерна патриархальная семья с огромным количеством родственников. Только усилиями такой большой патриархальной семьи человек мог справиться с проблемами, окружавшими его повсюду и чувствовал себя в безопасности. Отметим такие основные черты, как добыча сырья, преклонение перед сверхъестественными силами, определяющую роль в поведении играли традиционные ценности, вследствие существования патриархальных отношений сложилась авторитарная система управления общественными процессами (вождь-жрец, отец-хозяин).

Сегодня говорят об аграрной цивилизации как о «первобытном Рае», когда человек якобы жил в гармонии с природой, но такое представление неверно. Каждый день был для человека труден и сопровождался опасностью и риском, борьбой за выживание.

Доиндустриальное общество - добывающее, его экономика основана на сельском хозяйстве, добыче леса, угля, рыболовстве. Ero главный ресурс - сырьц, главная фигура - царь-вождь, воин и землевладелец.

ВэпохуНовогоВремени произошли важные изменения в мышлении и использовании техники. Наука постепенно стала ведущей силой общественного развития. Несколько позже у мыслителей Просвещения окончательно сложилось представление о том, что именно научный прогресс способен улучшить благосостояние людей. Именно в это время фиксируется появление первых элементов индустриализма в Европе. O появлении индустриализма в полной мере нельзя говорить вплоть до XVIII века. Именно в конце XVIII века, когда по Европе прокатывается волна революций, социальных и технических (паровая машина Дж. Уатта), сменивших старый аграрный строй на новый индустриальный. Полностью индустриальная цивилизация укрепилась в западном мире лишь к середине XX века. Индустриальноеобщество радикально изменило все сферы жизнедеятельности человека, уничтожив старые институты традиционного общества и заменив их новыми. Кардинально изменилось производство, обнаружены были другие источники энергии, изменилась структура политических отношений. Ускорение в развитии науки и техники в XVII - XVIII веках позволило создать мануфактурное, а затем и фабричное производство. Паровойдвигатель, двигательвнутреннего сгорания, открытие свойств электричества и многое другое позволило заменить кустарное производство машинным промышленным производством. Следствия этих нововвдений индустриальной эпохи изменили культуру и общество в целом. Индустриальный характер производства определил его социальную структуру, включая систему профессий и сорасположение социальных слоцв. Физический, мускульный труд был вытеснен машинным, механическим производством. Производство, требовавшее огромных усилий и отнимавшее огромное количество времени у отдельного индивида, потребовало создания абсолютно иных социальных институтов: профсоюзов, больниц, школ, детских садов, поликлиник. Воспитание, как первооснова социализации человека, перестало быть прерогативой семьи. Воспитание в патриархальной семье сменилось воспитанием в детском саду, в школе и училище, где произошли изменения, как и в производстве.

C наступлением эпохи индустриализма необходимость большой родоплеменной семьи отпадает. Человек больше не чувствует опасности перед непредсказуемой природой. Фабрика будет работает при любых погодных условиях. Рабочий знает, что в случае болезни о нем побеспокоится система здравоохранения и что в старости он будет получать пособие от органов социального обеспечения. Традиционное представление о родоплеменной семье как о защитнике и покровителе отпадает, большая семья становится обременительной. Для человека новой эпохи индустриализма характерна большая подвижность и мобильность, большая семья такими качествами не обладает. Как результат всего этого, традиционная семья распадается, и на смену ей приходит новая семья, нуклеарная, состоящая из отца, матери и детей. Индустриальное общество - обрабатывающее, в нем энергия и машинная техника используются для производства товаров. Главный ресурс - энергия, переработка сырья и капитал, главная фигура - предприниматель- капиталист (финансист).

B 40-е годы XX века Д. Кларк выделил трехступенчатуюмодель развития экономики, которая была характерна для индустриального общества: добывающие отрасли и сельское хозяйство; отрасли добывающей промышленности и строительство; производственные и личные услуги. Индустриальная ступень создала не только абсолютно новые способы производства, потребления и общественного устройства, она изменила сознание людей. Человек, живший в середине XX века, мыслил уже абсолютно другими категориями, нежели человек XV века.

Религиозная картина мира уступала свои позиции естествознанию, начала формироваться наушная картина мира. Здесь уместно сказать об антропоцентризме. Согласно философской антропологии Нового времени, человек уже не только пассивное существо, созданное Богом, но и активный участник эволюции общества. Вместо геоцентрической картины мироздания возникает гелиоцентрическая картина мира (Коперниканская революция). Индустриальная цивилизация, несомненно, была более прогрессивной формой общественного устройства, нежели цивилизация аграрная.

Индустриальное общество - динамично развивающееся, прогрессирующее общество, этим оно качественно отличается от предшествующего ему аграрного (традиционного) или азиатского, нединамичного типа обществ.

Индустриальноеобщество, в соответствии C ОДНИМ ИЗ ПОДХОДОВ K периодизации процесса общественного развития, - стадия, для которой характерно формирование в процессе ин дѵстриализации. с машинным производством, фабрично-заводской организацией и лие.пиплиной трѵла. центральной ролью наѵчно-техничее.кой леятельное.ти. обтттенаттиональньтм рынком и системой хозяйства. Индустриальное общество в основе своей есть системная организация машин и людей с целью производства вещей.

Глобальные проблемы и экономический рост

Индустриальное общество способствовало появлению такой проблемы, как нарастающая экологическая нестабильность в мировом масштабе. Вследствие быстрого промышленного роста появились угрожающие всему человечеству изменения в природе, что породило в научном сообществе учение о глобальныхпроблемахчеловечества.

B начале 60-х годов XX века загрязнение окружающей среды в развитых индустриальных странах дсотигло такой степени, что многие учуные стали задумываться о близких и отдалунных последствиях растущего промышленного производства. Учуные - математики, геологи, географы, биологи, социологи создали инициативную исследовательскую группу «Римскийклуб»для разработки экономических и экологических сценариев будущего человечества. А. Печчеи, Д. Медоуз, Д. Форрестер и многие другие специалисты проводили междисциплинарные исследования, конференции, международные форумы для выяснения ситуации в глобальном измерении. Использовались различные концептуальные подходы и сложные математические модели. B конце 1960-х годов была создана детализированная компьютерная модель, которая показала, что при сохранении имеющихся тенденций в экономике и существующем демографическом росте к началу XXI века человечество ожидает глобальная катастрофа. Исчерпанность основных природных ресурсов, тотальное загрязнение атмосферы повлечцт за собой «парниковыйэффект». Интенсивное использование невозобновимых источников энергии не может продолжаться бесконечно.

Правительства многих развитых индустриальных стран во многом прислушались к рекомендациям учуных «Римского клуба». Были введены более строгие требования к системам очистки, энергосберегающим технологиям, произошло снижение техногенной нагрузки на природную среду. Эти меры позволили уменьшить риск техногенных катастроф и улучшить экологическую ситуацию в мировых масштабах. K счастью, худшие экологические сценарии «Римского клуба» не оправдались. Несмотря на это, глобальные проблемы не были сняты с «повестки дня», но зато были существенно смягчены проблемы экологические.

Глобальныепроблемы стали важной вехой в работе учуных в рамках междисциплинарных исследований относительно ситуации резкого ускорения технологического прогресса, наметившегося после углубления научно-технической революции, повлцкшей за собой деградацию окружающей среды. Более точной и развцрнутой картине экологической катастрофы способствовали сложные математические модели, полученные в результате начала так называемой «компьютерной революции» (60-e годы XX в.).

B это время и возникают теории так называемого «постиндустриального общества», «нового индустриального общества», «посткапиталистической формации», «техноиронной эры» и т. д. Постиндустриальное общество является более высокой стадией развития, чем индустриальное обтттее.тво. Главным ресурсом являются знание, информация и образование, главной энергетической базой - возобновляемые источники энергии. Информатизация на всех уровнях этого общества позволяет увеличить производительность труда в несколько раз при одновременном увеличении качества и количества произведенной продукции.

Экономикапостиндустриальногомира:

тенденцииипроблемы

Смысл понятия «постиндустриальное общество» может быть раскрыт посредством описания трех основных измерений постиндустриального общества, тесно взаимосвязаных между собой: технологического, социально-экономического и культурного. Постиндустриальное общество втехнологическомизмерении- это общество, в котором знания, информационные потоки, сети, телекоммуникации и компьютеры выполняют основную роль в экономическом производстве на основе обмена баз данных. Быстрое развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий ведцт к тому, что потоки информации, достигающие человека, ежедневно многократно увеличиваются, сегменты знаний специализируются и дифференцируются. И тогда человек уже не успевает адаптироваться к новой информации и инновациям. Ha смену тысячелетним и столетним стереотипам мышления, восприятия и деятельности постоянно приходят новые и новые паттерны мышления, поведения и коммуникации. Постиндустриальное общество в социалыіо-экоііомическомизмерении это общество, в котором сфера услуг (экономика услуг и развлечений) имеет приоритетное развитие и доминирует по отношению к объемам промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. B социально-экономической структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг, и формируются новые элиты: технократы, менеджеры.

Постиндустриальное общество в культурном измерении - это общество, в котором не существует единообразной системы ценностей, основанной на традиционных паттернах, унаследованных от предшествующих культурных эпох. Национальные культуры постепенно минимизируются под натиском денационализированной массовой культуры, в то время как национальная культурная традиция поглощается глобальными культурными трендами («голливудизация», «макдональдизация культурная», «диснелендизация культуры», «киберкультура» и т.д.). Существующая культурная ситуация характеризуется как мультикультуральная, на основе действия принципа политкорректности. Это означает, что не существует «высокой» и «низкой» культуры, не существует «осевой» и «переферийной» («маргинальной») культуры, «классической» и «профанной». Bce культуры имеют равное право на существование, при этом принципы иерархии или субординации (ранжирования) культур оказываются нелегитимными.

Происходит переход от производства вещей к производству услуг. Главный ресурс этого общества - информация и знание, образование. Главная фигура - ученый, программист и менеджер.

Американский социолог Д. Белл был одним из первых мыслителей, заявившем о новом этапе развития человечества, который он назвал «постиндустриальным обществом». B его оригинальном варианте теория постиндустриального общества представлена в книге «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования», изданной в США в 1973 году. Можно выделить фундаментальные характеристики нового общественного строя:

Замена механических, электрических и электромеханических средств на электронныесредствапроизводстваи коммуникации. Связи на призводстве и в быту базирования на электронных носителях.

Повсеместное использование компьютеров, но уменьшение B размерах. Если первые компьютеры были многотонными, то уже в начале 80-х годов XX века был создан персональный компьютер, размещаемый на письменном столе. Миниатюризация компьютерной техники при многократном увеличении быстродействия вычислительных мощностей. Рост качества программногообеспечения.

Знания как общего плана, так и, в особенности, узкоспециальные - важнейший ресурс в развитых странах.

Инновации - эффективный двигатель прогрессивных изменений. A инновационное мышление возможно лишь на основе высокоразвитого уровня теоретического рационального мышления. Теоретическое знание - наиболее востребованный ресурс постиндустриального общества.

Футурологическаянаправленность постиндустриального мышления, ориентированность на предполагаемую перспективу, соотнесение настоящего положения вещей с будущим. Как следствие - постоянный мониторинг технологий, экспертную оценку новых технологий, моделирование технологического прогноза.

Согласно Беллу, ведущей силой постиндустриального общества является не предприниматель (как в индустриальном обществе), но учуный-эксперт, учуный-исследователь. K управлению экономикой и политикой приходит новый класс - меритократия. интеллектуальная элита, чьц влияние и сила основаны не на наследственном праве и политических связях, а на личных достижениях в области инноваций и креативности. Если в аграрном и отчасти в индустриальном обществах физическая сила и физическое насилие играли существенную роль в деле управления людьми, то для постиндустриального общества характерны сдвиги в формах управления.

Информация и знание становятся ключевым ресурсом экономики и управления социальными процессами. Власть опирается на богатство, компетентность и знание. Информация может быть использована для обогащения и решения геополитических задач. Неслучайно сегодня информационные войны во внутренней и внешней политике играют более значительную роль чем военная сила. Политические «бархатные революции» XXI века и количественно и качественно вытесняют вооружунные восстания XIX - XX веков. Очевидно, что знание становится основой власти в постиндустриальном обществе. Это позволяет обойти сложные ситуации, избежать лишней траты экономической и социальнои энергии.

Можно представить фундаментальные принципы постиндустриального общества таким образом: 1) теоретическое знание становится определяющим фактором экономической, политической и технологической деятельности, вытесняя постепенно физический и механизированный труд;

2) определяющим фактором социально-экономической стратификации является уровень знаний и степень компетентности (профессионализм);

3) экономика постиндустриального общества основана в первую очередь на развитии сферы обслуживания; 4) помимо сырьевого («первичного») сектора и промышленного («вторичного») сектора, появляется значительный обслуживающий («третичный») сектор и информационный («четвертичный») сектор, который, в свою очередь «пронизывает» все предыдущие, оставаясь при этом достаточно самостоятельным; 5) интеллектуальные технологии по объцму и эффективности вытесняют механические способы производства, информационные технологии всц больше влияют не только на экономику, но и на социальные практики, культуру (образование, политику).

Основные характеристики постиндустриального общества: высокий уровеньорганизации управления и его профег.г.ионализапия. тотальная информатизапия. формирование принципиально новых технологическихукладов, гѵманизанияпроизводства иуправления, повышение роли человеческогофактора, экономической психологии B хозяйственной деятельности.

B постиндустриальном обществе получают широкое распространения новые виды услуг. Особенно быстро и масштабно трансформируются гуманитарная сфера, образование, в особенности высшее, здравоохранение, социальные службы и юридические услуги. Заметно выростают эффективность анализа, планирования и прогнозирования. Происходит тотальная эстетизация социального пространства, необходимым элементом всех промышленных изделий и сферы услуг стал дизайн. Bce технологические процессы нуждаются в программном обеспечении, которе стало необходимым элементом любой востребованной обществом деятельности. B постиндустриальных странах присходит экспоненциальный рост специалистов с высшим образованием. «Синие воротнички» («технический класс») сдают свои позиции «белым воротничкам» («классу интеллектуалов», креативных менеджеров).

Центральное место в постиндустриальном обществе, по Д. Беллу, занимает теретическое знание. Усиливаются позиции новых методологических подходов, развиваются и широко распространяются теория игр и системный анализ. B силу этих новых тенденций ученый оказывается центральной фигурой постиндустриального общества. Если в индустриальную эпоху базовой организационной и производственной институцией был завод или фабрика и банк, то в современном постиндустриальном обществе такой институцией постепенно становится университет, «фабрика» новых технологий и знаний.

ЕІостиндустриальное общество именуют иногда информационным, технотронным. «Информационное общество» - более узкое понятие, чем «постиндустриальное общество». Структура, функционирование и значение информационных аспектов постиндустриального общества будут рассмотрены ниже.

Развитие постиндустриального общества связано с рядом социально- экономических и цивилизационных проблем:

Какова структура взаимодействия элементов доиндустриалъного, индустриального и постиндустриального обществ в современном мире(иерархическая, генеалогическая, мозаичная, стратификационная, ризоматическая?).

Каковы причины формирования постиндустриального общества?

Каково соотношение позитивных и негативных тенденций в развитии стратегий постиндустриалього мира?

Возможно ли, чтобы весь современный мир достиг стандартов постиндустриального общества?

Преодолимы ли глобальные проблемы в обозримом будущем?

В современном мире принята своеобразная система изучения развития человеческого общества. Согласно ей, человечество пережило две ступени – традиционную и индустриальную. На современном этапе мир находится на ступени постиндустриального общества. Каждый этап развития характеризуется определёнными признаками. Характерные признаки постиндустриального общества мы можем наблюдать в реальной жизни.

Первая ступень развития общества - какая она?

С момента возникновения человечества прошли тысячи лет. Большую часть этого пути люди провели на ступени традиционного, или аграрного (ещё одно название доиндустриального) общества.

Характеризуется эта ступень традиционным укладом и слаборазвитыми социальными структурами. Даже мелочи жизни расписаны согласно сложившимся правилам. Огромную роль в регуляции общественной жизни играют религия и обычаи. Армия и церковь – вот основа сохранения социальной структуры.

Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество более точно? Думается, обладание знаниями. Ведь, кроме названия «постиндустриальное», эту ступень развития общества называют и другими эпитетами: информационное, виртуальное, компьютерное, постэкономическое.

Страны с постиндустриальным обществом

Постиндустриальное общество характеризует признак преобладания третичного сектора в экономике. На современном этапе к таким странам можно отнести: США, Канаду, Германию, Нидерланды, Великобританию, Японию, Сингапур, Южную Корею, Израиль.

В этих странах около трети работающего населения занято в творческой сфере. Креативно мыслить, нестандартно решать проблемы, идти впереди и вести за собой – такие требования предъявляются к общественным деятелям и учёным, журналистам и инженерам, художникам и писателям.

Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество на сегодняшний день? Информация превратилась в самый ходовой и ценный товар, который внедряется и преобладает во всех без исключения сферах человеческой жизнедеятельности.

Новое на сайте

>

Самое популярное